Валаамская обитель

На окраине Петербурга, на берегу Невы, стоит Смольный монастырь. Как зеленым венком окружены рядами деревьев его белые, величественные здания, резко выделяющиеся среди окружающих его небольших домиков этой отдаленной части города. Неподалёку от Смольного, между барок и разных судов, виднеется небольшая пристань. От этой пристани два раза в неделю отходят пароходы вверх по реке Неве, направляясь к Ладожскому озеру. На пароходах этих отправляются толпами богомольцы поклониться святым чудотворцам Валаамским, преподобным Сергию и Герману, и посмотреть, как живут и спасаются на пустынных островах, среди волн Ладожского озера, Валаамские отшельники. Больше половины года озеро Ладога покрыто льдами, и только летом богомольцы могут отправляться на далекий Валаам. Часов в пять пополудни отходит пароход от пристани вверх по Неве и в десятом часу достигает Шлиссельбурга—небольшого уездного города на левом берегу Невы, при выходе её из озера. Посреди реки, на островке, стоит крепость Шлиссельбургская, древний русский Орешек. Захваченный Шведами, он был возвращён Петром Великим и послужил как бы ключом к обладанию Балтийским морем, почему и назван Шлиссельбургом, то есть Ключ-городом. Одиноко и печально смотрят его старые каменные стены на маленьком острове, посреди широкой реки; ни живой души не видно на них. Напротив крепости, на левом берегу, жизнь кипит, берег заставлен пароходами, барками, лодками; за городом начинается обводный Ладожский канал, от которого идёт целый ряд других каналов, соединяющих Неву с Волгой, Балтийское море с Каспийским.

Пароход стоит недолго против Шлиссельбурга, только чтобы подвергнуться таможенному осмотру (Таможенный осмотр производится потому, что пароход направляется в Финляндию.); потом, обогнув крепость, входит в озеро. Прямо перед глазами путников открывается необъятная для взора, темно-свинцовая громада Ладоги. Кое-где вдали виднеются белые точки — это паруса судов, идущих по озеру. Холодом обдаёт Ладога путников. Часа в три утра свисток парохода будит богомольцев: пароход подходит к острову Коневцу. Все берега острова, да и самый остров, почти сплошь покрыты сосновым лесом. У деревянной пристани небольшая часовня; от неё идёт дорога в гору, к монастырю, белые стены и купола которого виднеются ещё далеко с озера, из-за густого соснового леса. Этот монастырь основан св. Арсением, почивающим здесь под спудом; здесь-же находится и чудотворный образ Коневской Божьей Матери.

Остров получил название Коневца от камня, который на нём находится. Камень этот огромной величины и но виду своему отчасти напоминает лошадь, почему так и называется Конь-камень. В языческие времена, еще до прихода сюда св. Арсения, на камне этом приносился в жертву языческим богам конь. Ныне же на нём стоит часовня, весьма ветхая, устроенная ещё при жизни преподобного.

От Коневца пароход идёт на север, держась западного, финляндского берега озера, по пути заходя в небольшие города и местечки: Сартанлакс, Кексгольм и Кронеборг. ( Сартанлакс — совр. бухта Владимировка, Кексгольм — Какисалми (совр. Приозерск), Кронеборг-Куркиёки - примеч. ОП) От последнего пароход поворачивает на восток и ближе к северному берегу. В этом месте почти всегда бывает беспрерывная качка; часто бывают такие густые туманы, что в нескольких саженях ничего не видно. Тогда пароход идёт тише, а иногда и совсем останавливается, чтобы не разбиться о подводные камни, которые здесь во множестве торчат из воды. Четыре часа идёт пароход от Кронеборга к Валааму, и через сутки по отъезду из Петербурга перед путниками являются Валаамские острова, которые издали кажутся одним большим, покрытым зеленью, островом; но по мере того, как пароход подходить ближе, всё ясней и ясней различаются отдельные островки. Высоко над водою поднимаются их гранитные горы, покрытые тёмным и мрачным лесом; вершины их, как облаками, покрыты еще туманом. Пароход заходит с северной стороны, и перед ним показывается на уединенном острове, отделенном от других островов широким проливом, Никольский скит церковь которого, как маяк, указывает путь к монастырю. Пройдя скит пароход плывёт небольшими проливами, разделяющими островки, по виду весьма разнообразные. Одни острова — голые граниты и скалы их точно какие-то чудовища торчат из воды. Кое-где на сером камне приютился в трещине одинокий кустик. Другие острова сплошь покрыты лесом, и только внизу, у самой воды, виднеются голые камни-утёсы. Куда ни посмотришь с парохода — всюду перед глазами камни да лес. Но вот из-за острова показывается пристань с монастырскими судами и самый монастырь, на верху высокой горы, со своими службами, гостиницей для богомольцев и многочисленными хозяйственными постройками. На пристани ожидают монахи. Как только пароход остановится, богомольцы сходят на берег и поднимаются по длинной лестнице в гору к монастырю.

Валаамский Спасо-Преображенский мужской первоклассный монастырь принадлежит к Сердобольскому уезду, Выборгской губернии, следовательно к великому княжеству Финляндскому, и состоит под ведением Архиепископа Финляндского и Выборгского. Мирских селений как на самом острове Валааме, так и на прочих, окружающих его, монастырских островах, вовсе нет. Ближайшие, населенные мирянами, острова отстоят от монастыря не менее, как на 25 верст. До города Сердоболя от монастыря считают около 45-ти верст. Таким образом, остров Валаам, отделённый от материка широким водным пространством и притом удаленный от жилищ человеческих, представляет самое удобное место для населения его иноками и даёт последним много особых удобств для подвигов уединенной жизни.

Кроме острова Валаама монастырю принадлежат ещё и другие меньшие острова, числом около 40. Они окружают обитель и тянутся по Ладожскому озеру от запада к востоку слишком на 12 вёрст, а от севера к югу— вёрст на сем. Основные толщи Валаамских островов состоят преимущественно из огромных кряжей темно-серого гранита. Удобных к населению, между всеми островами не более пяти; остальные-же, числом до 85-ти, не представляют никаких удобств. Поверхность островов преимущественно гористая; на многих из них торчат отвесно над водою высокие скалы то как столпы, то как мрачные величественные стены. Светлые воды бурного озера, вдавшись в материк Валаамских островов, образуют в разных местах живописные заливы и проливы, из которых многие служат надёжным пристанищем для судов. В чистом зеркале спокойных вод величественно отражаются высокие отвесные скалы и лес, растущий по берегам заливов и проливов. Угрюмость прибрежных утёсов местами смягчается приятною каймою зелени, разостланной у подножия этих великанов. Из всех здешних заливов и проливов более замечательны как по величине и удобствам для судоходства, так и по своей живописности Монастырский пролив и заливы: Московский, Железняковский, Никоновский. Никоновский залив, по счастливому своему положению, считается лучшею пристанью на бурном Ладожском озере. Со стороны озера он защищён островами: оттого в сильную погоду, когда на озере волны поднимаются в виде движущихся гор, в Никоновском заливе поверхность едва колеблется. По главному острову на восточной и западной стороне его тянутся каймою к югу десять красивых озерков.

Все монастырские острова в сложности занимают 3,100 десятин земли. Из этого количества до двадцати десятин занято под монастырскими строениями, также под садами и огородами. Затем почвы удобной для посевов и сенокоса имеется всего до ста тридцати десятин. До семисот десятин покрыто разным лесом и кустарниками. Остальное же пространство состоит отчасти из мест болотистых, а более из каменных гор, покрытых мхом, брусничником и бесполезным кустарником. Для, улучшения почвы вырываются по разным направлениям канавы, для спуска воды. Впрочем, хлебопашество на Валааме вообще весьма незначительно. При благоприятной погоде и при заботе нынешних иноков о земледелии, рожь на Валааме бывает, при обыкновенном урожае, семь-девять, овес и ячмень—семь-третей. На монастырских огородах растут разные овощи, которых вполне достаточно на круглый год не только для живущих в обители, но и для раздачи Христа- ради бедным, окрестным обывателям. Работы огородные начинаются в первых числах марта; в половине апреля сеют рассаду, потом садят семенные высадки. В начале мая садят в парниках арбузы; потом сеют морковь, свеклу, садят капусту, картофель и наконец огурцы. Яблони, вишни простые и шпанские, крыжовник, малина и смородина так плодовиты в монастырских садах, что большего урожая не бывает и в лучшем климате. Но плоды всех этих деревьев и кустов почти никогда вполне не вызревают на открытом воздухе.

На монастырских островах растёт преимущественно хвойный лес: сосна и ель; довольно— березы, ольхи, осины, рябины, черёмухи; есть клёны, много можжевельнику; встречается мелкая калина и жимолость. Несколько огромных дубов и лип, некогда занесенных сюда рукою человека, доказывают, что и они могут расти на хороших местах Валаама. Теперь на Валааме в нескольких рассадниках разведены и хорошо растут кедры, каштаны, пихта, лиственница, лесной орех, тополь серебристый и бальзамический, вяз и другие деревья. Тополь и в небольшом количестве — пихта, лиственница и дуб рассажены даже и по острову. Строевого леса на монастырских островах почти нет. Зато в дровах для топлива монастырь никогда не нуждается. Из смолистых пней и валежника, кроме топлива, добывается уголь и ежегодно выгоняется до 600 пудов смолы. В последнее время, в разных направлениях острова прорезаны удобные пути и дороги; по ним теперь с удобством можно проехать в самую отдаленную часть монастырских владений. Благодаря этим дорогам, теперь можно охранять обитель, сберегать леса, очищать их от валежника, бесполезно гнившего в течение долгого времени, своевременно вывозить падающие деревья и доставлять в обитель рыбу. Прежде, когда не было дорог, лес рубили для монастырских потребностей около самого же монастыря; таким образом, монастырь не был защищён от ветров, и его окрестности обнажались и безобразились.

Хищных зверей на Валаамских островах нет. В лесах живут только зайцы, белки, лисицы и олени. Привыкшие к миролюбивым обитателям Валаама, олени не дичатся монастырских жителей, не бегут, завидев их. Когда случается наезжать на целое стадо оленей, стоящее где нибудь на дороге, то эти кроткие животные спокойно, без страха, расходятся по сторонам, посмотрят на проезжающих, дадут им проехать и потом снова соединяются в стадо.

Постоянные на Валааме птицы: ворон, дятел, синица и воробей. Из перелетных— летом живут пара или две орлов, журавли, филины, ястреба, кукушки, гагары, чайки (двух пород), утки, жаворонки, чижи, недавно появились горлицы и соловьи.

Рыба около Валаамских островов ловится разная: лосось, палья-ямная и кряжевая, язь, хариус, налим, щука, окунь, плотва, ёрш, корюшка, ряпушка, сиг нескольких пород, из которых самый лучший — сиг валаамка. В Валаамских озёрах живут щука, окунь, карась, лещ, плотва, ёрш и стерлядь. Встречаются нередко и тюлени.

Климат Валаама умеренный и непостоянный. Слишком больших морозов и сильных- жаров бывает немного. Весною и осенью воздух довольно сырой, особенно во время туманной погоды. Впрочем и летом, по заходу солнца, воздух от окружающих вод скоро охлаждается, и сырость ночей бывает чувствительна. Поэтому с теплою одеждою на Валааме приходится расставаться весьма на короткое время, а монастырские печи постоянного отдыха имеют в году много-много два месяца. Весна на Валааме поздняя. Сообщение по воде между Валаамом и берегами Ладожского озера открывается около половины мая. Но разбитые огромные льдины встречаются на озере даже и в начале июня. Лето начинается со второй половины июня, впрочем и в этом месяце еще иногда бывает по одному и по два морозца. Самые сильные жары бывают в первой половине июля. Во второй половине августа на Ладожском озере начинаются бури, и воздух становится похожим более на осенний, нежели на летний. Деревья мало помалу сбрасывают с себя летние украшения, и осень делается довольно заметною. Зима, как обыкновенно на севере, начинается в ноябре, а небольшой снег выпадает иногда и в первых числах октября. Морозы зимою бывают не слишком велики, но долго продолжаются. Лёд по краям Ладожского озера от сильного движения воды около утесов очень не прочен, и часто и в последних числах декабря пути по озеру не бывает. Прочный зимний путь по озеру устанавливается только в конце января, а иногда в половине февраля и даже еще позже. Случается же и так, что на санях по озеру и во всю зиму нельзя ездить: сильные ветры постоянно ломают устанавливающийся лёд и гоняют его по разным направлениям. Тогда сообщение с берегом для обитателей Валаама весьма затруднительно. На некоторых местах озера, где из-подо льда вода прорывается и плавает лёд, в жестокие морозы из ледяных обломков образуются длинные и высокие груды, доходящие иногда до шести сажень в высоту. Эти, хрусталю подобные скалы, в особенности дивны при солнечном освещении в феврале, марте и апреле.

Из предыдущего ясно, как мало удобств представляют Валаамские острова для жизни вообще; но по своей отдаленности от мира и пустынности они имеют большое значение для тех, которые стремятся к спасению души своей. В этом последнем отношении Валаамские острова дают редкие выгоды для жизни иноческой.

Когда, с какого времени возникло на Валааме монашество—подлинно неизвестно. Одни говорят, что оно основано во времена княгини Киевской святой Ольги, другие — что при святом князе Владимире Равноапостольном. Основателем монашества на Валааме считается святой Сергий, Чудотворец Валаамский. В церковной песни поется, что святой Сергий пришёл на Валаам от стран восточных. О нём говорится, что он спасался и кончил жизнь в пещере. Святой Сергий Валаамский пришёл на Валаам в сане священно-инока. Устраивая иночество на Валааме, он вместе с тем и распространял христианскую веру среди язычников. Он прожил более 60-ти лет. На могиле его был поставлен, вскоре после погребения, каменный крест.

После святого Сергия устройство монашеской жизни на Валааме продолжал святой Герман. О нём говорится, что он также пришёл от восточных стран. После святого Сергия он был настоятелем иноческой общины на Валааме. Святой Герман так много потрудился для утверждения монашества, что его ставят наравне со святым Сергием, основателем монашества на Валааме. О Сергии и Германе говорится, что они были великие подвижники и еще при жизни имели особые дары Св. Духа. Так они предсказали запустение обители Валаамской, и предсказание их сбылось, когда Шведы разорили Валаамский монастырь. Святые Сергий и Герман установили быть общежитию в основанном ими монастыре.

В десятом столетии из иноков, посвящённых в Валаамской обители, особенно прославился святой Авраамий, основатель Ростовского Богоявленского монастыря. Он много лет подвизался в Валаамском монастыре и потом захотел удалиться в пустыню и ушёл в отдаленную область Ростовскую. Там он поселился в совершенном уединении. С течением времени в Ростовской области святой Авраамий обратил в христианство почти всех тамошних язычников и сокрушил идола их Велеса. Почти в то время, как в Киеве святой Антоий основал Киево- Печёрский монастырь, святой Авраамий основал в Ростове обитель во имя Богоявления. Он умер в глубокой старости.  Нетленные мощи его пролежали в земле 44 года и были обретены в 1034 году. Таким образом, в древнее время малоизвестная тогда Валаамская обитель послала в отдаленную Ростовскую область сего святого мужа Авраамия.

Валаамская обитель несколько раз подвергалась разорению. Первое разорение она потерпела от Шведов в двенадцатом веке. Иноки Валаамские, ожидая нового набега Шведов, перенесли мощи святых Сергия и Германа в Новгород. Через 17 лет после этого, в 1180г., мощи этих святых были обратно перенесены на Валаам. Иноки, опасаясь, чтобы на будущее время враги не оскорбляли святыни, с благословения Новгородского владыки, изсекли на острове, в каменной скале, очень глубокую могилу и в ней скрыли святые мощи угодников под спудом, где они почивают и до сих пор. В память перенесения мощей святых угодников совершается 11-го сентября церковное празднество.

До XII века Валаамский монастырь назывался обителью во имя Пресвятой Троицы, с XII-го же века он стал именоваться Спасо - Преображенским. Эта перемена произошла потому, что прежняя церковь была сожжена до основания Шведами, а самая обитель долго была в запустении. Потом, когда миновали опасности, монастырь был снова возобновлён, и в нём построен новый храм во имя Спаса Преображения. В продолжение следующих трёх столетий обитель Валаамская пользовалась полным миром и спокойствием. В это же время она хорошо и удобно обстроилась. При ней было несколько церквей, трапеза (столовая), кельи, она была обнесена кругом оградою, вне которой стояла гостиница. Почти все эти здания были из камня, и кельи построены были весьма удобно. Монастырь находился под покровительством наших великих князей и царей, от которых получал пожалования.

В 1371 году в Валаамской обители случилось следующее обстоятельство, в котором выразилось проведение Божие о спасении жизни и души одного из венценосцев Швеции. После сильной бури на Ладожском озере, Валаамские иноки спасли от потопления человека, носившегося по волнам на корабельной доске. Спасенный был король Шведский Магнус II, который долго и упорно воевал с Русскими и войною хотел обратить их в свою веру. Прожив некоторое время, по болезни, в монастыре, он присоединился к православной церкви и даже принял схиму. Вскоре после этого он умер и был погребён на общем братском кладбище. У Шведов же он считается утонувшим.

В обители свв. Сергия и Германа были все виды иночества: общежительное, скитское и отшельническое. Здесь приняли пострижение и подвизались многие благочестивые иноки, впоследствии основавшие свои монастыри как-то: св. Арсений Коневский и св. Александр Свирский.

Этот последний спасался некоторое время на одном из Валаамских островов, который поэтому был назван «Святым». И до сих пор на этом острове сохраняется пещера, в которой жил св. Александр Свирский. Но Божьему внушению преподобный переправился на берег реки Свири. Уже опытный в духовной жизни, он теперь способен был руководить другими иноками. Здесь, на показанном ему чудесным образом месте, на берегу реки Свири, собрал он многочисленное братство и основал (в 1485 году) Александро - Свирский Троицкий монастырь.

Еще прежде св. Александра жил в Валаамском монастыре преподобный Савватий Соловецкий, постриженик Кирилло-Белозерского монастыря. Он из Валаамской обители удалился на Соловецкий остров Белого моря— крайний предел русских монастырей на севере. Здесь он вместе с Валаамским же иноком, старцем Германом, положил начало иноческому житию.

Кроме названных нами святых, приняли пострижение и подвизались в Валаамской обители еще и другие Олонецкие и Новгородские угодники.

Иноки Валаамские не только заботились о преуспеянии подвижничества внутри стен своей обители, но много старались и о распространении христианской веры среди жителей окрестной страны. Их стараниями почти все жители Ладожских берегов были обращены в христианство из язычества. По берегу озера, до самого Кексгольма, выстроились православные храмы. Карелы Финского берега Ладожского озера стали исповедовать православную веру. В самой Финляндии и до ныне ещё есть целые селения, жители которых исповедуют православную Греко-Российскую веру.

Так прошло время до конца XVI столетия, когда снова поднялась война России со Шведами. В 1578 году, 20 февраля Шведы напали на Валаамский монастырь. Восемнадцать благочестивых старцев и шестнадцать послушников погибли тогда мученическою смертью за свою твердость в православной вере. Оставшиеся в живых иноки разбежались по лесам и горным ущельям, а самый монастырь был разграблен, и часть зданий сожжена. В день мученической кончины погибших иноков, 20 февраля, ежегодно совершается заупокойная литургия и панихида по душам их.

В 1581 году Господь послал на иноков испытание, приготовляя их к наступающим ещё более тяжким бедствиям от нашествия врагов. На острове открылся мор, от которого погибло тридцать семь старцев и сорок семь послушников.

Вскоре после сего, во время войны, были сожжены церковь, трапеза, кельи и даже ограда. Иноки вместе с настоятелем скрылись в лесах Валаамских островов и здесь, по миновании всех опасностей, построили себе кельи и стали проводить скитскую жизнь. Некоторые из иноков переселились в Антониев Дымский монастырь и здесь сохранили устав Валаамской обители.  (Антониев Дымский монастырь находится в 15 верстах от города Тихвина.)

По мирному договору со Шведами, 18 мая 1595 года, России был возвращён Валаамский остров. Царь и великий князь Феодор Иванович (сын царя Ивана Васильевича Грозного) вспомнил теперь о Валаамской обители и (18 ноября 1597 года) повелел царскою казною возобновить её: устроить в ней церковь, трапезу, кельи, обнести кругом оградой и предоставить монахам владеть по прежнему вотчинами, рыбными ловлями и угодьями по жалованным прежде грамотам. Царь Борис Феодорович Годунов (шурин царя Феодора) подтвердил эти грамоты и сделал ещё разные пожертвования в пользу этого монастыря. Благодаря всему этому обитель скоро снова обстроилась весьма удобно и благополучно просуществовала до 1611 года.

С началом XVII столетия настало бедственное для всей России время. После убиения первого Лжедимитрия, во всей России не было ни одного уголка, где бы было спокойствие. Грабежи, разбои, насилие и бунты господствовали повсюду. Кроме того, на западе хозяйничали Поляки, а на северо-западе — Шведы. В 1611 году Шведы, взяв Кексгольм (Корелу), разорили многие места, высадились и на Валаамский остров, напали на монастырь и здесь всё предали огню и мечу. Игумен Макарий, братия и послушники, не хотевшие оставить места своих духовных подвигов, приняли мученическую смерть от руки Шведов. Святые храмы, кельи, трапезу,, ограду, гостиницу—Шведы все пожгли и разорили до основания. На месте монастыря враги поставили свои жилища, думая навсегда водворить здесь свое господство. Эти жилища долго оставались на Валааме. Только св. мощи преподобных Сергия и Германа почивали на Валааме во глубине своей каменной могилы. После разорения Валаама иноки покинули его, но и на чужбине всегда именовались так: «иноки Преображения Спасова и преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев, монастыря».

Разорив Валаам, Шведы погубили и плоды Валаамских иноков в распространении св. православной веры на Финском берегу Ладожского озера. Православные храмы были везде сожжены, священнослужители убиты, или изгнаны из своих мест. Лютеранские проповедники стали распространять в тех местах свою новую веру. Многие из православных Финнов покинули свою родину и перешли в пределы России.

В 1617 году во власть Шведов была отдана большая часть северной России и в том числе остров Валаам. Таким образом Валаам почти целое столетие находился в руках иноверцев и пребывал в совершенном запущении. Вместо иноков здесь поселились Шведы-лютеране. Император Пётр Великий, в начале XVIII столетия, возвратил все земли, отнятые у России Швецией, и в возвращенной земле, при устье Невы, основал свою новую столицу С.-Петербург. Могущество, которого достигла Россия при Петре Великом, теперь не позволяло Шведам нападать на пределы России и разорять их. Шведы успокоились и успокоились навсегда.

В 1715 году архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх подал доклад императору Петру Великому о восстановлении Валаамского монастыря на прежнем основании. В том же году последовал и указ императора о восстановлении монастыря. Тогда Иринарх грамотами стал приглашать доброхотных дателей к посильным пожертвованиям на восстановление Валаамского монастыря. Между тем в марте месяце на одиннадцати подводах была прислана на Валаам из Кирилло-Белозерского монастыря церковная утварь, а также хлебные припасы и разные хозяйственные орудия. Скоро приступили и к самому возобновлению монастыря. Прежде всего была построена деревянная церковь, которая и была освящена архимандритом Иринархом 13-го марта 1719 года. Так монастырь снова начал мало помалу отстраиваться. Императрица Анна Иоанновна повелела возвратить монастырю крестьян и вообще все угодья, которыми он прежде владел и которые отошли от него во время его запустения. В царствование императрицы Елизаветы Петровны было сделано на казенный счёт несколько перестроек и поправок в монастырских зданиях. Благодаря её усердию обитель хорошо обстроилась. В царствование императрицы Екатерины II-й у всех вообще монастырей, в том числе у Валаамской обители, были отобраны крестьяне. Валаам стал приходить в упадок: некому было обрабатывать поля, рубить дрова и исправлять другие монастырские работы. Все здания обители оставались без поправки, за неимением средств, стали ветшать и требовали совершенной перестройки. Тогда строителем Валаамского монастыря был назначен старец Назарий из Саровской пустыни, Тамбовской епархии. На этом имени остановимся. «Не всякий постриженик — инок» —говаривал отец Назарий — и вот сам-то он и был новым насадителем этого истинного иночества. При Назарии монастырь так устроился, как мы теперь его видим. Тогда возникли все каменные постройки, до ныне пребывающие. Много веры и усердия и силы надобно было иметь для приобретения средств. Но не в этом только заслуга старца. Он сам был подвижником и не только управлял, но и поучал, и не одних монахов своих. Как только он вступил в Валаамскую обитель, слава о его добродетельной жизни и мудрости привлекла туда довольно большое число братии. При отце Назарии был введен в Валаамском монастыре устав Саровской пустыни. Посмотрим же, в чём состоял этот устав.

Лет за двести до нашего времени многие из иноков и мирян, отрекшихся от мира ради спасения души, странствуя в Палестине, на Афонской горе и по славянским землям, собирали, подобно пчёлам, собирающим с цветков мёд, спасительные учения от обитавших в тамошних местах подвижников. Особенно много спасительного учения они находили в обители старца архимандрита Паисия (Величковского), нашего соотечественника, настоятеля Молдаво- Влахийского Нямецкого монастыря. Эти благочестивые старцы разновременно возвратились в Россию, поселились в некоторых монастырях и здесь стали утверждать иноческие правила, собранные ими от подвижников дальних стран. Монастырей, принявших устав старцев, немного. Как на образец их можно » указать на Саровскую пустынь Тамбовской епархии, Оптину пустынь Калужской губернии, и Белобережскую пустынь Орловской епархии. Главные правила этого устава, или иначе старчества, заключаются в следующем:
1) Совершенное братское общежитие; братия совершенно ничего не имеют своего: все, даже одежда, принадлежит всем. Никто из братии не должен иметь денег, или каких нибудь вещей.
2) Строгое воздержание в пище; так в самые большие праздники дозволяется употребление только молочной пищи, во все же посты пища полагается без масла—и рыбы
3) Откровение помыслов; братия должны ежедневно исповедываться у своих старцев.

Вот такой-то устав был введён отцом Назарием и в Валаамском монастыре. Устроив Валаамскую обитель, отец Назарий снова удалился на подвиги в Саровскую пустынь, где и скончался. Из других настоятелей Валаамского монастыря, устроявших обитель до степени её духовного и хозяйственного процветания, упомянем о Вениамине и Дамаскине. При Вениамине была построена гранитная лестница в 70 ступеней, идущая от монастырской стены вниз, под гору. При Дамаскине процветала скитская жизнь. На Валааме показывают его пустыньку, где он безмолвствовал в тесной келье. Преемник Дамаскина—нынешний игумен.

Таким образом Валаамский монастырь стараниями старца отца Назария, введением устава общежития Саровской пустыни и стараниями других благочестивых настоятелей достиг высшей степени внутреннего и внешнего благоустройства. Слава о примерной жизни Валаамских иноков распространилась даже за пределы православной России. Из чужеземных монастырей приходили посмотреть на Валаамскую обитель и, по её правильному благочестивому устройству, ставили ее выше многих монастырей. Даже люди, не почитающие иночества, побывав на Валааме, отзывались с особой похвалой о Валаамском братстве.

Замечательна также и деятельность Валаамского монастыря по распространению света Христова учения далеко за пределами отечества. В половине прошлого столетия русские промышленники, ища добычи, заехали в отдаленнейшую страну, за Камчатку, к самой Америке. Там, на Алеутских островах, между нашей Камчаткой и северным краем Северной Америки, они стали промышлять бобров и других зверей, которыми изобиловали эти острова. Вместе с тем, желая более примирить с Русскими тамошних дикарей, они подготовляли их к принятию православной веры. Подвиги распространения христианства среди Алеутов так велики, что о них говорить надо много.

Первый архиерей Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий, который за свои просветительные подвиги поистине может быть назван апостолом отдалённых окраин Восточной Сибири, имел в этом деле предшественников в лице Валаамских старцев,  бывших там первыми миссионерами и вместе подвижниками. Из них самый достойный вечной памяти был старец Герман, который почил на острове Еловом, как истинный святой. Отец Герман долее всех подвизался на поприще евангельской проповеди. Он завёл на Еловом острове школу и воспитывал у себя нескольких мальчиков и девочек, Алеутских сирот. Школа эта, как свидетельствуют путешественники, была в хорошем состоянии. О подвижничестве отца Германа, о том, как учил он и просвещал и русских людей, и дикарей, передали нам и адмирал Врангель и другие. Они же свидетельствуют и о том, что отец Герман имел дар прозорливости. Так он за неделю предсказал время своей кончины и дал наставление ученикам, как похоронить его. Не замысловато было завещание старца: «Похороните меня вы одни и не сказывайте никому о моей смерти. За священником не посылайте и не дожидайтесь его: не дождётесь! Тела моего не обмывайте, положите его на доску, сложите на груди руки, закутайте меня в мантию и её воскрылием покройте лицо. Опустив в землю, покройте меня бывшим моим одеялом». Одеяло же это была деревянная доска в рост человека длиною. Этою доскою отец Герман обыкновенно накрывался, ложась спать; другого же одеяла у него не было. Отец Герман скончался 13 декабря 1837 года. Начальник той местности, вопреки завещанию старца, не приказал хоронить его, пока он сам вместе со священником не приедет и не привезет гроба для усопшего. Но распоряжения эти не могли исполниться: подул страшный ветер, полился дождь, сделалась ужасная буря, так что никто не решался пуститься в море в такую погоду, хотя от гавани, где жил начальник, на Еловый было не более двух часов пути. Так было целый месяц—и целый месяц тело отца Германа лежало в тёплом доме его воспитанников, но не смотря на это ничуть не изменилось лицо его, и не было от тела ни малейшего запаха. Наконец Еловские жители предали земле смертные останки своего старца. После этого буря совершенно утихла. Через шесть лет после смерти отца Германа другой просветитель тех стран, архиепископ Иннокентий, плывя морем в Кадьяк, недалеко от острова Елового был застигнут страшною бурею. Находясь в крайней опасности, преосвященный обратился в сторону острова и сказал в уме своём: «Если ты, отец Герман, угодил Господу, то пусть переменится ветер!» И действительно, не прошло и четверти часа, как ветер сделался им попутный, и они благополучно пристали к берегу.

Из вышесказанного видно, какое участие принимали Валаамские подвижники в распространении Христовой веры не только в местах, близких к монастырю своему, но и в самых отдалённых краях России.

В зимние месяцы монастырь посещается бедными жителями окрестных Ладожских берегов. Для приюта их под монастырскою горою выстроен каменный странноприимный дом. Здесь они гостят по несколько дней, а в случае непогоды даже по две и по три недели. Обитель во все это время питает их, при отправлении в путь снабжает их хлебом, некоторых, по возможности, платьем, обувью и даже деньгами; уделяет также разных семян для посева, сена, соломы и огородных овощей. Жители окрестных деревень до того бедны, что, почти не имея обуви, в самом ветхом рубище в глубокую зиму идут в обитель только для того, чтобы несколько дней пожить на монастырском продовольствии и получить подаяние на дорогу. Часто случается, что, проходя по льду бурной Ладоги, бедняки - чухонцы замерзают на дороге, или проваливаются и тонут в бурном озере.

Удивительное подвижничество иноков Валаамского монастыря, его древность и святыни с давних времён привлекают к нему многочисленных богомольцев и посетителей. Особенно большое стечение богомольцев (русских) бывает в дни постов святых Апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы. В это время число поклонников доходит до 4.000 человек. В числе своих богомольцев Валаам считает и русских Государей.

Петр Великий, проезжая из Петербурга в казенные Олонецкие чугунно-литейные заводы, неоднократно останавливался на Валааме и молился. Александр Благословенный, посетив Валаам в 1819 году, был глубоко тронут порядком и чином служения; местоположение Валаамского монастыря также очень поправилось Государю. Во время своего пребывания на Валааме, Государь посетил все ближние и отдаленные пустыни Валаамские, навещал пустынников, ласково разговаривал с ними, а прощаясь, целовал у каждого из них руку. Один из пустынников желая чем - нибудь угостить Государя, подал ему репу из своего огородца. Не было ножа, чтобы очистить репу; Государь начал очищать кожу зубами, говоря: «я солдат и съем но солдатски». Прощаясь с пустынником, Император поцеловал у него руку и усердно просил благословения и молитв. В память своего посещения, Государь намеревался дать игумену сан архимандрита и устроить полную ризницу. Об этой милости было объявлено игумену и братии, но эконому от лица всего монастыря поручено было всеподданнейше просить: архимандрии в обители не установлять, а быть игуменству. Эта просьба и была исполнена.

В 1858 году в Бозе почивший Император Александр Николаевич, путешествуя по северным губерниям, посещал все наиболее замечательные местные святыни. Возвращаясь в столицу, Государь пожелал заехать на поклонение в Валаамский монастырь. 28 июня, в день празднования памяти святых Сергия и Германа, с колокольни были усмотрены пароходы «Александрия» и «Стрельна», с находящимися на них Августейшими посетителями. Когда пароходы приблизились к берегу, то со всех монастырских колоколен раздался звон, и толпа народа, тысяч до шести человек, радостно встретила Императорское семейство. На горе, у часовни Знамения Пресвятой Богородицы Высочайшие особы были встречены настоятелем монастыря отцом Дамаскиным и всею братиею с крестами, хоругвями и святою водою, и затем изволили шествовать в собор. По окончании литургии Августейшее семейство спустилось в нижний храм во имя святых Сергия и Германа и здесь слушали молебен. По окончании молебствия, настоятель произнёс речь, в которой благодарил Их Величества за милостивое посещение обители, на что Государь ответил: «Это было мое давнишнее желание; слава Богу, что оно исполнилось».

В тот же день Августейшие богомольцы посетили скит во имя св. Николая и там беседовали со схимниками. При прощании, Государь, благоговея пред их святой жизнью, у каждого испросил благословения и поцеловал руку. Воротясь в обитель, Августейшее семейство присутствовало при братской трапезе. Одарив монастырь дорогими вкладами, государь с супругой и чадами удалился обратно на пароход. Иноки сопровождали Царя с пением тропаря «Спаси Господи люди Твоя». (Тропарь Креста и молитва за Царя и Отечество - примеч. ОП) В память Высочайшего посещения, на том месте, где братия встретила венценосного богомольца, воздвигнута отделанная мрамором гранитная часовня.

Кроме главного монастыря на Валаамских островах есть еще скиты. Особенности жизни скитских иноков заключаются в чередном неустанном чтении псалтыри. В свободное время от чреды скитяне трудятся на огородах, заготовляют дрова для отопления келий и храма и исполняют другие работы. Кроме того каждый скита имеет некоторые свои особенности в уставе. В скит Всех Святых возбранен вход женскому полу. Только раз в год, в храмовой праздник Всех Святых, в восьмую неделю по Пасхе, отверзаются врата скита для женщин. В этот день из монастыря в скит Всех Святых бывает крестный ход, в котором, при каждом повороте дороги, положено, где читать Евангелие, где и что петь; так при переезде через пролив поют: «В Чермнем мори неискусобрачныя Невесты образ написася иногда». (Тропари, богородичны и кондаки воскресные восьми гласов. Богородичен Догматик — глас 5 - прим. ОП)
Трапеза скита Всех Святых всегда только из овощей. В скиту Свято-островском, или св. Александра Свирского—трапеза и в скоромные дни без коровьего, скоромного масла и рыбы. Скит св. Иоанна Предтечи, на особом острове,—самый строгий из всех скитов. Туда также нет входа женщинам. Трапеза всегда из одних овощей. В обыкновенные дни пустынники исполняют церковное правило в храме вместе, или отдельно по кельям. По воскресным дням туда нарочно приезжает священник, для совершения Божественной службы.

В двунадесятые праздники, к Божественным службам, собираются обитатели всех скитов в монастырь и тогда разделяют они вместе с монастырскою братиею общую трапезу.

Строгость общежительского устава требует, чтобы настоятель был ежедневно исповедником братии; но так как по должности своей ему нужно следить за всеми делами монастыря, то самое время не позволяет ему быть ежедневно исповедником каждого инока; поэтому в пособие ему назначаются старцы — иноки преклонных дней и непременно опытные в духовной жизни. Каждому, вступающему в монастырь, назначается от игумена старец для руководства в духовной жизни. Такие старцы могут быть только в таком монастыре, где высока духовная жизнь иноков.

Кроме молитв келейных, молитв в церкви, чтения священных книг и псалтыри, монахи проходят всякие послушания,—вырезывают крестики, образа, точат ложки, занимаются мастерствами: иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным; шьют одежду, обувь для братии, пекут просфоры, хлеб, возят воду, дрова, трудятся в поварне, стирают бельё, ловят рыбу. Все, начиная от игумена до самого младшего послушника, участвуют летом в сенокосе, в посадке и уборке овощей.

По уставу монахи не имеют и не принимают денег. В кельях—одинаковая утварь, глиняная и деревянная посуда. Одежда и бельё, все одинаковое, монастырское.

Богослужение в Валаамских храмах совершается просто и торжественно, напев— столповый, древне-русский; несколько обычаев церковных заимствовано из древних обителей перво-иноческих. В наш век многие старцы—их имена известны и подвиги описаны—ознаменовали себя великими добродетелями и поучительною блаженною кончиною. Старцы Валаама и иноки, окрепшие в благочестии, свято исполняют призвание свое— и если отец Назарий говорил, что не всякий постриженик может назваться иноком, то повторим и мы слова древнего летописателя в первоначальном Киево-Печёрском монастыре:—«Много монастырей в городах и в отдалении, но не все таковы, каковы построены бдением, пощением, многими молитвами и истинным подвигом благочестия!». Мы дивимся труду иноков, их жизни, недоумеваем, как можно так жить, а они говорят «добро нам здесь быти».

В заключение припомним, что Валаам вновь процвёл чудесами и благочестием при отцах, много при дедах наших, и теперь в наши дни пребывает, как на гранитных скалах—на камени исповедания Твоего, Господи.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах