Вейнемейнен

Бог и герой финской мифологии

У финнов есть поэтический памятник, не сочиненный одним каким - нибудь поэтом, а сложенный в далёкие времена неизвестными рапсодиями. Несколько веков хранился он в народной памяти, в виде отдельных песен, и только в нашем столетии песни эти, записанные с голоса простых поселян в разных частях Финляндии, были собраны, приведены в порядок, и из них составилась целая обширная поэма, известная теперь под, названием "Калевалы". Тут в живых образах представляется борьба зла и добра и торжество света над тьмой. Все это обставлено картинами суровой и живописной природы Финляндии и рядом мифических лиц, то мрачных, то грациозных.
Главный герой "Калевалы"—баснословный творец мира и бог музыки и поэзии, Вейнемейнен. Его деяния и приключения, в связи с религиозными понятиями народа, преданиями, чудесными вымыслами и чертами действительного быта, составляют содержание этой поэмы.
Начинается она тем, что Вейнемейнен, пробыв тридцать лет и тридцать зим во тьме, созидает солнце, луну и звёзды. Вместе с ним является на свет и брат его Ильмаринен, владетель огня и искусный кузнец. Общими трудами они производят землю и воды. Долго Вейнемейнен носится по бурным водам, и наконец ветром заносит его в отдалённый край Похиолы, где живёт злая чародейка Лоухи. Туда же приходит Ильмарннен и сын другой волшебницы, молодой Люмикайнен. Все они влюбляются в прекрасную дочь похиольской хозяйки. Но чтобы получить руку красавицы, нужно совершить несколько трудных подвигов, и между прочим вплавь догнать лебедя на "реке смерти". Первый берется за это Люмикайнен, но страшный поток увлекает его в преисподнюю, а там бог смерти Туони разрубает его на части. Мать несчастного юноши узнаёт это и летит в Похиолу. Она рыскает кабаном по лесам, водяной змеёю вьется в волнах, векшею прыгает по соснам, соболем скачет между скалами, спрашивает о милом сыне у всей природы, и наконец солнце открывает ей, что он погиб в "реке смерти". Тогда волшебница делает колоссальные железные грабли, влачит их по водам страшного потока, вылавливает растерзанные члены Люмикайнена и воскрешает его.

По пути Вейнемейнен убивает колоссальную щуку, делает из костей её кантелу и натягивает на неё струны нз волос дикого коня. Выйдя на берег, он садится на скале, у прибрежья „серебряных вод" и запевает руну. Пальцы его бегают по струнам, и гармонические звуки несутся по окрестности. Вся природа слушает божественного певца. «Звери замерли в лесах, птицы замолкли на деревьях, кабан выглянул из болотной трущобы а медведь вышел из берлоги, поднялся на сосну, и качаясь на суку прислушивался к песне. Сам владыка лесов, мрачный Туонио приподнял голову при неслыханных звуках. Яркое солнце и кроткая луна остановились в небе и освещали чудесную кантелу. Большая-Медведица засверкала ярче своими звёздами, шумные реки и озера перестали реветь, рыбы и тюлени приплыли к берегу. Старый водяной царь, зеленобородый Ато подплыл к берегу на своём перламутровом челне, а прекрасная царица вод выронила из рук золотой гребень, которым расчёсывала свои длинные волосы, поднялась на поверхность воды, и опёршись белой грудью на гранитный валун с восторгом слушала певца».

Кончив песню, Вейнемейнен садится опять с товарищами в ладью, приплывает в Похиолу и требует у Лоухи половину чудесного «сампо», но чародейка отказывает ему. Тогда он наводит глубокий сон на всех обитателей дома, похищает талисман н отплывает со своей добычею в море. Но волшебница просыпается и посылает на похитителей бурю, при налёт которой божественный певец теряет свою арфу. Лоухи сама летит преследовать беглецов, настигает их, и во время борьбы похищенный талисман тонет. Тогда чародейка посылает на родину героя смертельные болезни и похищает с неба луну и солнце. Хотя Вейнемейнен прогнал заразы, а Ильмарннен выковал две звезды из золота и серебра, но земля осталась во мраке. Наконец боги узнают, что чародейка скрыла солнце и месяц в гранитной горе Похиолы, и Ильмарннен начинает в своей кузнице выделывать орудия для взлома скал и грозит сковать железный ошейник для похиольской колдуньи. Тогда испуганная Лоухи освобождает небесные светила, и бог поэзии приветствует появление их в небе восторженной песнею. Борьба добра и зла, света и тьмы прекращается, но этим еще не оканчивается финская эпопея.

Боги победили злых духов, мрак рассеялся и светила небесные оживили мир, но Вейнемейнен не может утешиться после потерн своей арфы. И вот, бродя по горам и лесам, он встречает однажды плачущую березу и спрашивает, о чём она горюет. Берёза отвечает: я плачу оттого, что люди обрубают мои ветви и сдирают мою белую кору. Вейнемейнен утешает её, говоря, что обратит её горе в радость и жалобы в веселые песни, и тотчас же делает из сучьев её прекрасную кантелу. Идёт певец по лесам и горам и находит молодую девушку, которая вздыхает и шепчет слова любви. Вейнемейнен просит её, чтобы она подарила ему шесть волос из своей косы, и девушка с радостью даёт ему свои длинные волосы. Он делает из них струны для новой арфы и запевает чудную песню. «При звуках её холмы придвигаются к долинам, горы трепещут, скалы вторят певцу и густые сосны склоняются, когда он проходит под их сенью".

В последнем эпизоде поэмы Вейнемейнен встречает молодую пастушку, деву Мариетту, с прекрасным младенцем на руках. Тяжелое предчувствие поражает бога, и он громко требует смерти малютки. Тогда Младенец говорит ему: молчи, старый карельский чародей; ты изрекаешь приговор самому себе! После того Божественное Дитя становится царём лесов и плодоносных полей, а старый Вейнемейнен делает себе железную лодку и отплывает в далёкие страны, оставя в Финляндии свою кантелу. Таким образом поэма заканчивается победой христианства над язычеством.

В третьем номере „Нивы" помещено краткое описание выборгского сада Монрепо. Там замечено, что в одном из самых живописных мест этого парка есть статуя Вейнемейнена. Работа её далеко не художественная, но самая задача выполнена очень удачно. Финский певец сидит на утёсе: в одной руке он держит кантелу, другая опускается на струны; восторженный взгляд обращён к небу, уста полуоткрыты и из них льётся вдохновенняая руна. Художник выразил этот эпизод «Калевалы», где рассказывается, как Вейнемейнен пел на берегу вод, при последней своей поездке в Похиолу.

А. Милюков

Источник: Журнал Нива №5 от 2 февраля 1880 года.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах