Александро - Свирский монастырь

Спасский Свято — Троицкий монастырь св. Александра Свирского, расположенный в 34-х верстах от гор. Олонца и в 6-ти вер. от реки Свири, бесспорно составляет главную святыню и духовный оплот православия во всём Олонецком крае. Во дни сильнейшего распространения на Севере раскола, центром которого были повенецкие скиты, когда лжеучение проникло даже в стены Соловецкой обители, — Свирский монастырь оставался непоколебимым в своих убеждениях, и заслуга его нравственного влияния на окружающую местность были признаны самими московскими государями. Тысячи богомольцев из разных, часто весьма отдалённых, мест ежегодно стекаются на поклон к Свирскому угоднику, считающемуся главным заступником и молитвенником всего края и покровителем столь распространенного здесь, по Свири и озёрам, судоходства.
Расположением своим Свирская обитель представляет крайне интересный и редкий пример двойного монастыря. Она состоит из двух совершенно отдельных, обнесённых особыми стенами, монастырей. носящих названия—Троицкого и Преображенского и находящихся один от . другого на расстоянии 130 сажень. Причина такого необычного устройства обители заключается в обстоятельствах, подробно изложенных в житии её основателя, преподобного Александра, жизнь которого заключает в себе не мало интересного и поучительного.

В княжение великого князя Василия Васильевича Темного, неподалеку от Свири, на берегу её притока— Ояти, находилось небольшое селение Мандера. Здесь, в одной из крестьянских семей,—15-го июля 1448 г., — родился мальчик, названный при крещении Аммосом, которому предназначено было сделаться одним из величайших подвижников земли русской. Любовь к аскетизму проявилась в Аммосе с самых юных лет; ещё в отрочестве он уже подвергал себя строгим, подвигам воздержания, а, достигнув, совершеннолетия, твёрдо решил бежать от мирской суеты и поступить в число иноков Валаамского монастыря на Ладожском озере, существовавшего там со времён глубокой древности. Берега Свири и Ладожского озера были покрыты тогда густыми, дремучими лесами. Путь на Валаам шёл посреди непроходимых лесных трущоб, по едва заметной, узкой тропинке. Сказав родителям, что идёт зачем-то в соседнюю деревню, Аммос простился с ними, взял немного хлеба на дорогу, и навсегда покинул родительский дом. Был уже вечер, когда он, перебрался через Свирь и погрузился в чащу дремучего леса. Ночь застала его в красивой холмистой местности на "берегу небольшого озера; здесь путник остановился на ночлег. Во время сна. он, как бы в предвидении, узнал, что на этом месте, со временем, им будет основан монастырь. Помолясь утром Богу. Аммос тронулся в дальнейший путь и добрался до Валаама, где вскоре был пострижен в монашество с именем Александра.
На Валааме, где теперь устроен скит его имени близ пещеры, в которой он спасался, — Александр прожил около 12-ти лет и в 1485—86 г., получив откровение свыше, вернулся на Свирь и поселился в 6-ти верстах от неё на берегу уже знакомого ему озера, называвшегося Рощинским. Поставив себе кое-как убогую хижинку, он, за неимением хлеба, питался травою и лесными растениями, и весь погрузился в молитву и благочестивые подвиги. Непривычная пища сначала очень тяжело отозвалась на его организме; от страшной боли в пищеварительных органах он, по его собственным словам, не мог держаться на ногах, и лёжа пластом на земле, не будучи в силах поднять даже голову, продолжал читать и петь свои обычные молитвы. Но Бог помог страдальцу, он выздоровел, и с прежнею неутомимостью обратился к своим подвигам. Так прошло семь лет, и никто из окрестных жителей не знал и не подозревал о существовании отшельника: оставив Валаам, святой как бы умер для людей.
Однажды местный вотчинник, по имени Андрей Завалишин, выехал на охоту с псарями и гончими. Вскоре им удалось поднять оленя, но олень так быстро помчался по лесу, что от него отстали не только охотники, но и сами собаки. Один только Андрей на своём борзом коне гнался за оленем и все далее и далее углублялся в чащу. Наконец, взлетев на один пригорок, олень остановился, посмотрел по сторонам, прянул и окончательно исчез из вида. Завалишин в досаде поворотил коня, но едва лишь проехал несколько шагов, как увидел перед собою небольшую хижинку. Он сошёл с коня и постучался. В дверях показалась бледная, изможденная фигура пустынника, который, семь лет не видав человеческого лица, принял появление неожиданного гостя за галлюцинацию. Андрей назвал себя, рассказал про случай на охоте и, в свою очередь, начал предлагать вопросы неведомому пустынножителю. Отшельник сначала заклял его именем Божиим никому не рассказывать о встрече, и потом сказал, что имя ему Александр, что жил он прежде на Валааме и теперь поселился здесь. Приняв благословение преподобного, Завалишин удалился, и вскоре же молва о чудном отшельнике стала распространяться по всей окрестности. В пустыню к Александру явился старший его брат Иоанн и поселился с ним. Вскоре явилось ещё несколько иноков и мирян, пожелавших остаться в пустыни под духовным руководством преподобного. От, указал им место для селения в 130 саженях от своей хижины,"полянку же вокруг своего жилища назначил, кладбищем для братии, и одним из первых похороненных здесь иноков был брать его Иоанн. Хижина преподобного с окружающим кладбищем получила название «отходной пустыни». Там, где поселилась братия, находится теперь Троицкий монастырь, на месте же отходной пустыни, где потом был похоронен и сам преподобный,—возник монастырь Преображенский.

Церковь в Троицком монастыре, на месте которой стоит теперь каменный Троицкий собор, была построена и освящена в честь св. Троицы, вследствие особого небесного явления, помеченного в житии 1508 годом. Однажды ночью, когда преподобный стоял на молитве в своей келье, ему явились три светлых мужа с посохами в руках и велели ему строить церковь. Когда же старец, долго отказывавшийся из скромности свершить такое дело, спросил их, наконец, об имени будущей церкви, они сказали: «Как видишь говорящего с тобою трёх лицах, и церковь строй во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, единосущной Троицы. На месте кельи преподобного, где он сподобился чудесного явления, устроена теперь каменная часовня.


Само место Троицкого храма было указано' преподобному ангелом, который явился ему на воздухе в мантии и монашеском куколе, с распростёр­тыми крыльями и молитвенно поднятыми к небу руками. Когда деревянная церковь, по благословению новгородского архиепископа Серапиона, была построена, св. Александр был вызван в Новгород, рукоположен во священника и сделан игуменом новой обители. Устав в монастыре был заведён строгий, и сам игумен служил высоким образцом подвижничества для братии.

Через несколько времени маленькая деревянная церковь св. Троицы оказалась тесною для братии, и преподобный на месте её построил новый каменный храм, причём по его просьбе мастера — строители были присланы уже из Москвы великим князем Иоанном Васильевичем III. Этот же князь оказался щедрым помощником преподобному и при построении другой каменной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, — неподалеку от Троицкой. При этой церкви, в западной части была устроена трапеза, а внизу обширное помещение братской кухни, прекрасно сохранившееся и до нашего времени, с двумя огромными печами, по пяти с половиною аршин шириною. В этом подвальном помещении хранятся и старинные, полуизмолотые, монастырские жернова, а в одной из стен устроено небольшое, полукруглое помещение, в котором, по преданию, преподобный, приходя в Троицкий монастырь, уединялся для молитвы. Кроме этих построек, св. Александром были построены еще две деревянные церкви в отходной пустыни, во имя Преображения и св. Николая. На месте Преображенской церкви находится теперь большой каменный собор, в котором почивают мощи св. Александра, скончавшегося 30-го августа 1533 г., восьмидесяти пяти лет от роду.

Строгий устав, введенный , долгое время свято соблюдался в обители, и она была известна по всей Руси на ряду с самыми строгими по жизни монастырями. Упрекая бояр за то, что они любят постригаться в богатых монастырях, с слабым уставом, царь Иван Васильевич Грозный говаривал: «Вот, в наших глазах, у Дионисия, у великого чудотворца, на Глушицах, и у великого чудотворца Александра на Свири бояре не постригаются, а монастыри эти процветают подвигами». Доказательствами благоволения Грозного к обители служат: Нерукотворённый образ Спасителя, присланный царём в 1584 году «по сыне своём царевиче», и серебряный крест с ковчежцами, пожертвованный в 1576 году. Крест этот замечателен по обилию содержащихся в нём священных предметов. Судя по надписи на футляре, на кресте, кроме частицы крови Господней, находятся: часть камня от гроба Господня, «плащаница Христова, бумага, что потирали кровь в Иерусалиме, камень того места, где Христос со апостолы молитву молитвовал: Отче наш, —древо Тивериадскаго моря, где Христос со апостолы рыбы ловил, камень, как Христос крестился во Иордан реке и на нём сидел, перст Иордан реки, камень горы Синайской, камень дому Иоанна Богослова, камень того места, где Иуда Христа предал» — словом целая Палестина в миниатюре. По смерти Грозного, сын его и наследник, царь. Феодор Иоаннович, в 1585 году, прислал в, монастырь колокол с интересною надписью, что колокол , слит «под щёт Государя Царя Великаго Князя Ивана Васильевича всея Руссии, в иноцех Ионы». Борис Годунов также очень тепло относился к монастырю, посылал сюда свою жену Марью Григорьевну на богомолье и неоднократно делал в монастырь разные пожертвования. По восшествии Бориса на престол, к нему были посланы монахи из обители с хлебом и «репою печеною» — «и царь пожаловал хлебы Чудотворца и репу печеную, принял честно и священноинока, привозившего те подарки, жаловал и послал на молебен 5 рублей, да на стол братии 5 рублей, да пуд воску».

С эпохою московского разорения и для обители настали тяжёлые времена. В крае появились бродячие шайки шведов, поляков и литвы. Одна из таких шаек, в 1612 или 1613 году, потерпев неудачу под укреплёнными стенами Кирило-Белозерского монастыря, двинулась на северо-запад и достигла берегов Свири, где совершила целый ряд злодейств. Свирские иноки поспешили отправить главные свои церковные драгоценности в крепкий Кириллов монастырь, остальные же вещи, вместе с колоколами, зарыли в землю, а казну обительскую укрыли под кирпичным полом Покровской церкви. Шайка достигла низовьев Свири и от Сермаксы двинулась на монастырь. Построенная для мирных подвигов благочестия, обитель была плохо защищена в военном отношении и взята неприятелями без сопротивления. Злодеи принялись расспрашивать о монастырском добре; начались пытки. Двадцать семь человек братии и тридцать два служки были замучены до смерти, но ни один из них не выдал места, где было спрятано монастырское добро. Разграбив, что могли, разбойники подожгли монастырь и двинулась далее. но вскоре были разбиты выведенными из терпения олончанами. Но время пожара Троицкая церковь треснула надвое, а от Покровской остались только одни обгорелые стены.

С 1615 года начинается постепенное возобновление обители. В 1618 г. игумен Феодорит лично явился в Москву и, получив средства от царя Михаила Феодоровича, построил на месте разоренного новый каменный Троицкий собор; потом были перестроены кельи, службы и возобновлена Покровская церковь. Преображенский храм в отходной пустыни был перестроен в 1641 году, и во время копания рвов, 17-го апреля, были обретены нетленные мощи преподобного. Государь Михаил Феодорович прислал для них раку, обложенную позолоченным басменным серебром с изображением самого преподобного.


Во время шведской войны, при царе Алексее Михайловиче, монастырь, вследствие полученного указа, принимал деятельное участие деньгами и людьми в укреплении города Олонца. Но, укрепляя Олонец, монастырь сам ещё долгое время оставался беззащитным, и каменная ограда воздвигнута лишь в 1677 г. Через восемнадцать лет после построения ограды, воздвигнуть, на месте обветшавшего, нынешний Троицкий собор, могущий служить типичным образцом русского зодчества конца ХVII века.

Проезжая в Петрозаводск на марциальные воды, Пётр I неоднократно посещал монастырь, где проводил иногда по нескольку дней. Покои, в которых он помещался, указывают в западной части Троицкого монастыря, где впоследствии жили олонецкие архиереи, числившиеся Санкт-Петербургскими викариями и начавшие иметь свое местопребывание в монастыре с 1763 года. Через несколько лет после их поселения в обители, сюда была переведена и олонецкая духовная семинария. В 1827 году была учреждена самостоятельная Олонецкая и Петрозаводская епархия, и Свирский монастырь до самого последнего времени оставался в личном распоряжении местных архиереев.

Из монастырской летописи .нынешнего столетия упомянем о посещении обители императором Александром I в 1820 году и императором Александром II в 1858 г., а из лиц, наиболее потрудившихся к восстановлению и украшению обители, следует назвать архимандрита Павла, благодаря стараниям которого была построена в Петербурге Свирская часовня, обращённая потом в церковь и служащая теперь главным источником монастырских доходов.


Очерк Ильи Фёдоровича Тюменева (1855-1927),

Источник: журнал "Нива" № 5 от 30 января (ст.стиль) 1899 года

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах