Отклик карела

В последнее время в местной печати (Губернск. Вед. и Вестн. Олон. Губ. Земства) появлялись статьи о существовании у нас панфинской пропаганды и о мерах борьбы с нею.

Одна из этих мер нам кажется мало пригодной для борьбы. Именно, Видлицкий миссионерский съезд, судя по вышеуказанным источникам, рекомендует открывать в пограничных местностях церковно-приходские школы и усилить преподавание церковно-славянского языка во всех прочих существующих уже и имеющих открыться школах.

Почитая, как сын церкви, славянский язык, язык нашего православного богослужения, я, однако же, думаю, что для успешной борьбы с финской пропагандой там, где она существует, нужно поднять общий культурный уровень карел, а этого славянским языком не достигнешь. Здесь нужна хорошая школа в общем смысле этого слова.

Школа—это великое, полезное и умное дело! Это то «разумное, доброе, вечное», за которое «спасибо сердечное» скажет народ. Об этом важном, назревшем вопрос да будет позволено высказать свое мнение, правда не новое, т. к. «ничто не ново под луной», мнение, вытекающее из наблюдений деревенской, крестьянской жизни.

Наших отцов сельский дьячок у себя на квартире учил грамоте: аз, буки, веди- рцы, слово, твердо и таким способом выучивал азбуку и читать, слагая: буки—аз ба, веди —аз ва и т. д. Затем заставлял прочитать псалтырь и часослов. Если ученик мог преодолеть эти книги, т. е. прочитать, читая—водя по строкам деревянной палочкой, «указкой», то курс науки для деревни считался оконченным. Никаких светских книг, кроме духовных, и то изредка, во всей деревне нельзя было встретить. Самое чтение первых считалось греховным; «то не Божеское—то дьявольское» было суждение прямолинейное, не допускающее ни малейших изгибов и никакой середины. Вся жизнь проходила, можно сказать, в страхе. Не только природные явления, но и самые обыкновенные человеческие дела относили всецело к влиянию сверхъестественной силы. Не было такого шага в жизни, начиная от рождения и кончая смертью, где бы не видели вмешательства или Бога, или «нечистого»—дьявола. Последнему, в особенности, приписывали все болезни и все неудачи. Сколько суеверия окутывало человека со всех сторон! Если бы кто потрудился собрать и изложить эти суеверия— какая содержательная вышла бы книга! Все болезни человека, так и животных, считали «приходными» оттого, что кто или что либо разгневалось, оттого и болезнь. А разгневаться могло все окружающее, даже предметы неодушевленные. Отсюда вытекали то, что единственный способ лечения — это умилостивить разгневанного, т. е. «превратить гнев на милость», что достигалось обычным способом: поклонами, нашептыванием.

Суеверия—это зло, унаследованное от предков с незапамятных времён, которому уже начальная народная школа должна противодействовать; она должна дать твёрдое знание, что природа, вся вселенная подчинена вечным законам, изменить которые не в силе никакой великий человек, а можно и должно изучать эти законы и природные явления.

Школа и только школа может помочь этому, я скажу, горю. Только она в состоянии. И поэтому школы так нужны. Но они должны быть такими, чтобы открывали глаза и будили мысль ученика. Недостаточно преподать ему только правила морали. От школы нужны знания, расширяющие умственный кругозор и пригодные для жизни, так как пока мы жители земли, то нужно знать и про земное, про человеческое. Пословица говорит: «жизнь прожить—не поле перейти». Многое и разное встретится на этом пути. Мы видим, что хорошо тому, кто подготовлен знаниями ко всевозможным случайностям, такой не падает духом в жизненной борьбе. Напротив, жалка участь ничего не знающих, отчаявшихся, слепо полагающихся на «авось» да на «как нибудь».

Лет 30 тому назад, у нас, в Паданах. открыли двухклассное министерское училище. За это время в стенах его побывало порядочно учеников из Богоявленской, Ругозерской, Ребольской и Поросъозерской волостей. Не мало тех, которые проходили в нём курс, теперь заняты на разных поприщах деятельности: от земледельца начиная и до члена Государственной Думы включительно. Полагаю, что все они благодарны этому скромному разсаднику просвещения. Конечно, плодотворность школы очень много зависит от учащих. Если они не только образованы, но и с любовью относятся к своему делу, то успех дела вне сомнения... (Лично я пользуюсь случаем засвидетельствовать искреннюю благодарность бывшему труженику на ниве народной П. А. Орлову и рад буду, эти если строки дойдут до него). Так как жизнь всегда идёт вперед, то, следуя этому, за это время нужно бы было на такой широкий район открыть другое, трёхклассное училище.

Если земство, действительно, желает дать образование народу, а не одну только грамотность, и сделать народ культурным, то нужда есть и добро было бы, если бы оно содержало, хотя одного на уезд, лектора с высшим образованием, который, начиная с осени и до весны, ездил бы по деревням для чтения народу лекций, т. е. для непосредственного преподавания знаний. Это было бы своевременно. Был бы «хлеб», а не «камень». Его деятельность была бы плодотворна... Теперь нужны живого знания «миссионеры», таких с жадностью слушать ходили бы в особенности те из нас, которые, пройдя начальную школу, не имеют возможности развивать свой ум далее, так как «хорошая книга—редкая гостья деревни, роскошь сельского жителя». Её достать не всякому и не везде можно. Такие чтения были бы не только полезны, но и в тоже время давали бы захолустному жителю развлечение, потому что «умные речи любо и слушать».

В заключение я обращаюсь с просьбой, как мужик — крестьянин, ко всем тем, от кого это зависит: дайте народу образования как можно больше, потому что оно улучшает быт народа, материальный и духовный, и никакая пропаганда ему не будет страшна. Оно есть источник оздоровления народа и лучшее руководство к самопомощи. И пахаря — земледельца деятельность будет сознательная, и он достигнет лучшей доли. Примеры тому—культурные нации. Уже не сегодня передовыми людьми сказано, что «дайте народу образование—и он из последнего будет первым.»

Крестьянин Ф. Антропов.

Источник: Вестник Олонецкого Губернского Земства № 18 от 30 сентября 1908 года.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах