Страничка из истории православного прихода в Финляндии

Очень осведомленный автор, принадлежащий, очевидно, к местному духовенству, даёт в русской официальной «Финляндской Газете» интересный и обстоятельный очерк по истории православного прихода на нашей финляндской окраине. На многочисленных окраинах неизмеримой по величине России православная церковь всегда являлась твёрдой хранительницей и распространительницей родной самобытности и национальности. Таковую же драгоценную службу родине несла она в одной из самых своеобразнейших и отграниченных окраин—в Финляндии, с её чуждым населением, языком и укладом жизни. Поэтому история тамошнего православного прихода, хотя бы изложенная вкратце, представляет выдающийся интерес...

Дошедшие до нас исторические сведения о православных приходах в Финляндии крайне скудны и однообразны.

Так, нам известно, что в начале VI столетия   (в тексте возможна опечатка и подразумеваем XVI столетие — примеч. ОП) в нынешней финской Карелии существовали следующие православные приходы и монастыри: Кексгольмский приход с Воскресенским кафедральным собором въ городе Кексгольме, двумя приходскими церквами в слободе и тремя церквами монастырскими; Сакколаский с церковью в честь Архистратига Михаила; Раутуский с церковью во имя св. Василия Великого; Куркиокский с церковью в честь Рождества Пресвятой Богородицы; Сердобольский приход с церковью во имя св. Николая Чудотворца; Иломаницкий с церковью во имя св. пророка Илии и Салминский с церковью в честь Воскресения Христова. При Куркиокиской церкви состояло восемь приписных церквей в деревнях: Лапинлак, Терву, Мигли, Тиурула, Вейеля (Хийтола и Ильмес), Самматлампи (Иоухия или Париккала), Уукуниеми и Тюрья (Раутъярви); при Сердобольской Николаевской — четыре приписные церкви в деревнях: Отчойск, Киделе, Шуйстамо и Импилакс; при Иломанской Ильинской церкви—4 приписных церкви: в Пялкъярви, Соанлакс, Тохмаярви и Липери.

Салениус, шведский историк, думает, что эти приходы в течение XVI в. (например, при архимандрите Макарии) были разделены на многие, более мелкие самостоятельные приходы.

Кроме названных приписных церквей, существовавших ещё в 1589 году, известны Яконваарская церковь, бывшая приписною в Куркиокиской, Менчельская и Суоярвиская церкви, приписные к Сердобольской, и Лиексаская с Реполаскою, приписные к Иломатницкой. Все эти церкви были разрушены шведами ранее 1589 года.

Что касается строя жизни этих приходов, управления ими и т. д. в XVI веке, то много говорить обо всём этом нам не приходится. Для выяснения всех этих вопросов достаточно заметить, что все эти приходы Карелии в XVI веке входили в состав Водской Пятины и, следовательно, их жизнь в то время ничем не отличалась от жизни других приходов той же Пятины (см. Архимандрит Сергий—«Черты церковно-приходского быта». СПБ. 1905 г.). Согласно хранящимся в Финляндском Статс-Архиве счётным книгам Кексгольмской губернии за 1580—1597 годы, в 1589 году в Кексгольмской губернии были следующие нежилые православные монастыри: 1) монастырь в Саккола, Каннансаарский монастырь в Куркиоки, Хейнисемский в Тервуском капелланстве, Валаамский в Сердобольском приходе, Вайнилаский в Менчаля, Кухасалоский в Липери и Оруж — Ярвиский в Салминском приходе. Большая часть этих монастырей, весьма вероятно, была лишь скитами или подворьями («филиальными монастырями»). В одной хранящейся в, Финляндском Статс — Архиве карте 1556 года упоминается - еще какой-то православный монастырь, бывший близ Раутуской церкви. Никаких других сведений об этом монастыре до нас не дошло (тот-же историк Салениус). В начале XVII века в Финляндии существовало, ещё семь самостоятельных православных приходов: Кексгольмский, Сакколаский, Кириажеский, Сердобольский, Иломаницкий и Салминский. Но после Понтусовских опустошений все эти приходы были закрыты и на месте православных приходов образовались финско-лютеранские со своими кирками: в Саккола—1616 г., Рауту и Пюхяярви—1631 г., Хиитола (Тиурила) —1637 г., Кроноборге—1638 г., Париккала—1638 г., Якимваара 1638 г., Импилахти—1638 г., Сердоболе—1639 г., Салми —1639 г., Ряйсяля—1642 г., Каукола—1693 г., Липари— 1630 г., Пиелисьярви—1639 г., Нурмис—1651 г., Каави—1650 г., Кидес—1637 г., Раяккюля—1700 г., Косялахти—1637 г., Ууккуниеми—1691 г., Пялкь —Ярви—1637 г., Тохмаярви—1650 г., Кихтелюсваара—1698 г., Иломанце—1653 г.

В XVIII веке в Шведской Карелии уже существовало только два православных прихода: Липериский и Иломаницкий. Русский исследователь Чистович, а за ним и профессор Бердников (О прот. приходе в Финляндии, стр. 23) утверждают, что внутренний строй православных финляндских приходов, пока они находились под шведским владычеством, оставался таким же, каким он был и в других епархиях русской церкви. «Из особенностей же внешнего положения финляндских приходов—пишет Бердников,—нужно отметить лишь способ обеспечения приходского духовенства. В этом отношении,—говорит он,—православные приходские священники и прочее духовенство были сравнены с лютеранскими пасторами». На основании чего сложилось у Чистовича и проф. Бердникова такое убеждение, нам не известно, и мы весьма сомневаемся, чтобы оно соответствовало действительности,—замечает названный автор.

II

В Старой Финляндии в ХVIIІ веке было по одной православной церкви в каждом городе и 8 сельских церквей. А в 1846 году в Финляндии были приходы: Выборгский, Преображенский (4.137 человек), Красносельский Сретенский (988), Райволовский (1.062), Сестрорецкий (4.476), Вильманстрандский Покровский (413), Фридрихсгамский Петропавловский (741), Гельсингфорсский Троицкий (921), Абоский Александровский (993), Нейшлотский Захарьевский (429), Кексгольмский Рождественский (825), Тивральский Вознесенский (1.417), Сердобольский Николаевский (2.048), Кидельский Михайловский (2.639), Салминский Николаевский (5.904), Шуйстамский Николаевский (4.396), Карбосельский Николаевский (1.375), Шуезерский Троицкий (2.969), Либелицкий Николаевский (3.706), Иломаницкий Ильинский (2.490), Куопиоский (часовенный, во имя Казанской иконы Божией Матери 64 человека), и крепостной Роченсалминский (1.059). (Арх. Ф. С. С. 1346. Дело № 406). В это время церковный приход в Финляндии сливался с гражданскою общиною и, следовательно, строй церковно — приходской жизни ничем не отличался от. строя жизни гражданской общины (Проф. Бердников «О протест, приходе», стр. 2).

В настоящее время все приходы, входящие в состав Финляндской епархии, делятся на пять отдельных благочиннических округов. В так называемый Гельсингфорсский благочиннический округ входят: Гельсингфорсский приход (2.616 человек), и приписные к нему церкви— Троицкая и Крестовоздвиженская при доме генерал — губернатора. В первый благочиннический округ входят приходы: Фридрихсгамский (241), Абоский (784), Николайштадский (542), Куопиоский (80), Гангеский (201), Коткинский (644), Тавастгусский (187), Таммерфорсская церковь и две походные церкви; во 2-й: Красносельский (1.806), Райволовский (1.784), Палкеальский (1.394), Выборгский (3.151), Вильманстраидский (545) и Териокский (723) приходы, а также церкви: Келломякская (389), Новокиркская (109), Райволовская, Сергиевская (377), Белоостровская (502), Халлилская (263) и Линтульская община (75); в 3-й: Кексгольмский (134), Тиурульский (1.318), Шуйстамский (6.763), Шуезерский (3.440), Кидельский (3.354), Салминский (6.760), Манчинсаарский (1.529) Маншцльский (853), Оружъярвиский (1.18.7) и Питкярантаский (1.529) приходы; в 4-й: Нейшлотский (590), Полвиярвиский и Тайпальский (3.343), Иоенсуский 1.836), Иломаницкий (3.860), Сердобольский (2.246), Корписелинский (2.260), Суоярвинский (2.712) и Шуезерский (3.440) приходы.

III

Первым законодательным памятником девятнадцатого века, касающимся православных приходов Финляндии, является именной Высочайший указ Св. Синоду от 11-го декабря 1811 г., в котором повелевалось «духовное ведомство церквей и монастырей Греко — Российского исповедания, в Финляндии состоящих, оставить во всём на прежнем их основании, под главным управлением Святейшего Синода и настоящего их епархиального начальства». Спустя 12 лет после этого, 2-го августа 1823 г. Святейшему Синоду был дан второй Высочайший указ, касавшийся дел православной Финляндии, в первом параграфе которого вновь подтверждалось, что надзор и управление церквей и приходов греко — российского исповедания в Финляндии, а равно Валаамского и Коневского монастырей предоставляется исключительно Св. Синоду и подлежащему епархиальному начальству. Однако, очевидно, что ни тот, ни другой из этих Высочайших указов не могли уничтожить недоумений и затруднений, которые на каждом шагу встречались в жизни православных приходов Финляндии. Ведь, эти приходы должны были считаться не только с указами Св. Синода и епархиального начальства, но еще и с местными формами гражданской жизни, резко отличавшимися от форм существовавших во внутренних губерниях России. В этом отношении, именно в отношении «приноравливания» к местным условиям жизни, православные приходы были предоставлены всецело себе. Русское правительство дало Финляндии некоторые особые права, и, затем, как бы совершенно забыло, что на этой окраине существует маленькая православная церковь, жизнь которой совершенно не организована и не вложена в какие-либо определенные рамки.

Это замечание автора относится, конечно, лишь к указанному, давнему времени: к началу XIX века.

______________

Все эти сведения взяты автором из специальной «справки», данной в финляндской духовной консистории.

Согласно другой, выданной оттуда же, «справке» в 1912 году в финляндской епархии было: соборов и приходских церквей— 33, приписных—20, кладбищенских—4 и походных—3. Сюда не входят—церковь при Императорской санатории в Халлила и церковь в память учреждения самостоятельной финляндской епархии (в Таммерфорсе). Православных исповедников в 1912 г. в епархии было 61.257 человек.

В 1908 году епархиальное начальство возбудило вопрос о территориальном разделении православных приходов и даже; представило на утверждение Сената особый проект подобного раздела приходов. Но Сенат, рассмотрев дело, нашёл, что согласно § 1-му В. П. от 4-го декабря 1905 года на его, Сената, обязанности лежит утверждение не границ православных приходов, а лишь делаемых епархиальным начальством распределений по известным приходам лиц, живущих вне пределов этих приходов. В силу такого ответа Сената вопрос о разделении приходов не разрешён ещё и в настоящее время,—заключает автор.

Источник: Историческая Летопись № 11 за ноябрь 1915 года.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах