Память былин о судах скандинавов

При глубоком молчании летописей и отсутствии вещественных памятников, указывающих на усовершенствование военного мореплавания, только более живучая память народная, в своих былинах, прошедших длинный ряд веков, сберегла до нашего времени довольно ясное указание на знакомство новгородских морских людей с древним кораблём скандинавским.

В былинах о Соловье Будимировиче, Садко богатом госте, Василии Буслаевиче и Илье Муромце сохранились более или менее ясные указания на новгородский торговый корабль, построенный по образцу скандинавского. Хотя описания отдельных частностей, так долго передававшихся в былинах, утратило свой древний колорит и у современных нам рассказчиков древние предметы заменены новыми более им знакомыми, но в целом образ скандинавского корабля сохранился с достаточной ясностью.

Для примера возьмем одно из более поздних описаний: «Сокол», корабль богатого гостя новгородского «Соловья Будимировича» идёт из-за моря, от Царя заморского, от славного города «Леденца» - имя, напоминающее льдистый север. Наружный вид «Сокола» представляет не птицу, а чудовищного зверя:

У того у Сокола у корабля
Вместо очей было вставлено
По дорогу каменю по яхонту;
Вместо бровей прибивано
По чёрному соболю якутскому –
И якутскому – ведь сибирскому;
Вместо уса было воткнуто
Два острые ножика булатные;
Вместо ушей было воткнуто
Два оста копья мурзавецкия
И два горностая повешены.
И два горностая, зимние.
У того было Сокола у корябля –
Вместо гривы прибивано
Две лисицы бурнастыя (чёрнобурая лисица)
Вместо хвоста повешено –
На том было было Соколе корабле,
Два медведя белые заморские;
Нос-корма по туриному,
Бока взведены по звериному.

Или, по другому варианту:

Нос-корма росписаны, по змеиному-по звериному.

На таком корабле, Соловей Будимирович

Бежит к городу Киеву,
К ласковому князю Владимиру.

По словам былин, корабль был «червлён» (красный), на нём стоял «муравлен чердак» (расписанный пёстрыми разводами, травами, муравою) и «на чердаке беседочка сидельная», то есть, рубка, или каюта на верхней палубе. Снасти и «кадолы» (канаты) шёлковые, «паруса-флаги крупчатой камки» (искажённое – хрущатой, плотной), мачты и «кожины» (штевни) позолочены – всё это, как мы уже видели, действительно бывало на корабле богатых скандинавских моряков.

Верность целого представления о корабле и хотя искаженное, но довольно определительное сходство в частностях, не допускают мысли, чтобы подобное описание было создано народной фантазией случайно, без образца, существовавшего в действительности.

По сказаниям былин, такие корабли, были торговые, на них сидели купец-владелец и за его кораблём шёл целый флот (33, а иногда и 100) судов, принадлежавших тому же богатому торговцу. Былины упоминают о таможенных пошлинах, платимых в городах владельцами кораблей; но вместе с тем, говорят и о сопровождавшей подобного купца его «храброй дружине». Такие черты, при всём искажении их долголетнею изустной передачей, представляют некоторое указание на существование у, современных первым князьям, древних новгородцев значительной морской торговли, производившейся на кораблях, подобных скандинавским.

Из Очерка Русской Морской Истории 1875 года издания

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах