200-летие коммерческого судостроения в России В 1693 году

Двести лет тому назад, в июле, августе и сентябре 1693 года, Петр Великий посетил единственный тогда русский морской порт — Архангельск. С этим эпизодом в жизни Петра связано воспоминание о закладке им, собственными руками, первого русского торгового корабля на Архангельской Соломбальской верфи. К сожалению, не сохранилось сведений, которого именно числа и при какой обстановке совершилось это знаменательное событие. Из имеющихся сведений видно, что Петр Великий пробыл в Архангельске в 1693 году с 29 июля по 18 сентября, причём , шесть дней (с 5 по 10 августа) провёл в плавании по Белому морю

Как видно из переписки Петра с царицею-матерью Натальею Кирилловною, он, при отъезде из Москвы в Архангельск, обещал своей родительнице не пускаться в море; по счастливом возвращении из плавания, он  поспешил известить о том царицу; но это известие только  сильно огорчило её, и она просила, даже заклинала сына возвратиться скорее в Москву, причём, чтобы ещё более его разжалобить, писала от имени малолетнего его сына, царевича Алексея. По собственным словам Петра Великого, он плавал по Белому морю „на своей яхте Св. Пётр"; об , этом судне сохранилось известие, что оно было построено, но всей вероятности, известными двинскими лесопромышленниками Бажениными на их верфи на р. Вавчуге (в 83 вер. от Архангельска); яхта имела в длину 72 фута, в ширину—15 фут. и в глубину—7 1/2 фут. и снабжена была 12 орудиями.


Во время пребывания в Архангельске, Пётр, в платье простого шкипера, ежедневно посещал местную биржу и ярмарку и познакомился со многими иностранными купцами и шкиперами; особенным расположением его пользовались голландцы. Тогда же Пётр Великий задумал положить прочное основание русской морской торговле; не откладывая дела, он указал учредить в Архангельске верфь  на Соломбальском острову, немедленно приказал доставить лес и железо и заложил первый русский корабль, предназначенный для дальнего плавания с коммерческими целями: вместе с тем приказал купить в Голландии 44- пушечный фрегат. Возвратившись в Москву, Пётр послал для строившегося корабля блоки и велел отлить 24 пушки; кроме того, отправлены были в Архангельск двое голландских корабельных  мастеров.

В 1694 году, 18 мая, Петр Великий был уже снова в Архангельске, а 20 мая происходил спуск построенного корабля: государь сам подрубил подпоры и назвал корабль „Св. Павел". Корабль имел в длину по килю 60фут., в ширину—22фут;, в глубину—9 фут. В июле прибыл к архангельскому порту купленный в Голландии фрегат, который был встречен Петром Великим и наименован „Св. Пророчество", а 26 августа Пётр оставил Архангельск, дав повеление воеводе Ф. М. Апраксину строить на Соломбальской верфи другие купеческие корабли.

Из этого видно, что купеческое судостроение имеет в России старшинство перед военным, начавшимся, как известно, в Воронеже в 1695 году. Строителем первых русских коммерческих судов был датчанин Избрант. В 1701 году таких кораблей было построено 6; все они были из соснового леса; имели три палубы, называвшимися „житьями", а для выхода и света—люки, носившие название „творил". Корабли эти были трехмачтовые. В числе орудий, на каждом корабле были пушки „дробовые", называвшиеся „басами". Флаги, вымпела и флюгера были трёх цветов: белого, синего и красного, и отличались очень большими размерами, так, напр.: кормовой флаг имел длины 13 арш., а ширины — 9 полотнищ. Цвета для русского коммерческого флага установлены были Петром Великим в бытность его в Архангельске в 1694 году и, в сущности, составляли голландский флаг, только в обратном порядке расположения цветов.

Источник: Журнал Нива № 33 от 14 августа 1893 г.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах