150 - летие Сергиево-Троицкой лавры.

Сергиево-Троицкая пустынь, что на южном берегу Финского залива и в 15 верстах от Петербурга, готовится теперь к предстоящему в ней торжеству, имеющему состояться 5-го июля 1884 г. по случаю 150-летия её основания в 1734 году. Прежде эта земля, на которой стоит теперь пустынь, принадлежала царевне Екатерине Иоанновне, сестре императрицы Анны Иоанновны, и называлась мызою. В 1731г., по кончине царевны, императрица подарила эту мызу духовнику своему, архимандриту Сергиевской лавры, Варлааму, жившему тогда в Петербурге, который, в 1743 г., построил, при каменном домике Екатерины, деревянную церковь, наименовал мызу Ново - Троицкою Сергиевской пустынью и проводил в ней свободные от занятия по придворной службе часы. В 1737 году Варлаам скончался и 28 июля погребён в самой же пустыни, с правой стороны алтаря, где и до сих пор находится над гробом его сень, сделанная из камня. По смерти основателя, пустынь управлялась строителями, присылаемыми из Троицко-Сергиевской лавры, к которой она была приписана; здание же оставалось без малейшего ремонта около 15 лет. Постройка новых каменных зданий стала производиться в пустыни с 1752 г., при архимандрите Сергиевской лавры Афанасии Вадиковском, на средства лавры, и окончена при его преемнике Гедеоне Криновском в 1758 г. В 1764 году пустынь была отписана от Сергиевской лавры к петербургской епархии, а в 1836 году возведена на степень первоклассного монастыря. В настоящее время в пустыни имеется четыре храма: собор Животворящей Троицы, в котором находится чудотворная икона пр. Сергия, церкви: апостола Иакова брата Божия, преподобного Сергия, и мученика Валериана; эта последняя воздвигнута над прахом графа Валериана Александровича Зубова в 1806 г., братьями покойного. Затем в пустыни находится много замечательных памятников над гробами именитых людей, фамильных склепов, богадельня графа Строганова и проч.

Представляем здесь вид нового прекрасного храма Воскресения, строенного по плану архитектора Парланда.

Храм поставлен на месте старой церкви, называемой Норовской. Постройка храма вчерне продолжалась с 1872 но 1876 годы. К маю 1876 года уже все купола и крыша были покрыты и кресты воздвигнуты. Внутренняя отделка храма шла гораздо медленнее, а именно с 1876 по настоящее время, по недостатку нужных средств. Стоимость постройки по смете более 160,000 руб., но сумма эта была значительно уменьшена стараниями настоятеля пустыни архимандрита Игнатия. Весь гранит для постройки (а его потребовалось очень много) был свой, т. е. собранный настоятелем лично, годами, по окрестностям монастыря, с полей и в лесах. Кроме того кирпич был свой, обожженный там же в пустыни.

Стиль храма византийский. Предполагалось написать во впадинах нижнего этажа, обделанных гранитом, фрески, изображающие всех святых русской церкви, начиная Св. Ольгою, которую у входа в храм встречает Спаситель, и кончая Тихоном Задонским; в виду непрочности фресок, эта идея приводится в исполнение цинковыми, бронзированными барельефами (раб. Трусова, по моделям скульптора Р. Баха); два барельефа при входе: „Спаситель" и „Св. Ольга" уже вставлены.

Храм представляет собственно две церкви: нижнюю, где хоронят, и верхнюю, соединённые между собою широкими лестницами при входе, а также и алтарями.

Стоящие в нижней церкви могут отлично слушать обедню в верхней, не теряя ни одного слова — удобство громадное при большом наплыве публики в праздничные дни.

Иконостас представляет вход в пещеру Воскресения Христова, с ангелами возвещающими Воскресение народу.

Малые иконостасы (в средней части храма, ширмами) не входили в план г. Парланда. Они прибавлены по распоряжению настоятеля.

Источник: Журнал Нива №27 от 7 июля 1884 года

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах