Описание Богородице-Рождественского монастыря (глава 2)

Преподобный Арсений, Коневский чудотворец. — Жизнь его, блаженное преставление и чудеса (1393—1444 гг.).

Первым обитателем пустынных дебрей Коневских и основателем здесь селения монашеского, по свидетельству летописцев и местного предания, был ныне здесь во благоухании святыни почивающий Преподобный Арсений, чудотворец Коневский. (Житие и подвизи и отчасти сказание чудес Преподобного Отца нашего Арсения, начальника Коневского монастыря, списано Игуменом Варлаамом, той—же Обители Коневской". Рукопись полууставом в монастырской библиотеке л. 3.)

Родом он был из пределов Новгорода; «времени же лета рождения его и звания мирского и родителей, иже по плоти того родивших, именования обрести не возмогохом, прохождения ради многих лет,— говорит описатель жития его игумен Варлаам,— но обаче отца он имяше всех Создателя, к Нему—же весь возложися, матерь же—вышний Сион, его—же достигнути потщася». Воспитанный «в добре  наказании и учении и во всяком благоговенстве и чистоте» пребывал он в доме родителей в страхе Господнем, день ото дня преуспевая «в деяниях Божиих». Игры и «смехотворная словеса (яко-же обычай юным)» ненавидел и гнушался; сладких брашенъ не вкушал, но «паче воздержание любяще и его лобызаше»; всех тленных мира сего отвращаясь, «измлада изволи единому Богу работати»; часто приходил к святым церквам, со вниманием слушал «божественныя словеса» и чтением их услаждался. Родители отдали его в научение ремеслу; отрок «со усердием повеленная ему исполняше и тако вскоре изучися художеству и бысть ковачъ меди». Тогда вдал он себя большим трудам и подвигам, прилежа къ своему делу и в нем провождая дни свои. От своих трудов со тщанием подавал милостыню нищим, «ибо зело милостив». Любя всегда молиться Богу, преуспевал он в заповедях Господних. «Божественною любовью возгоревся», решился он, отрекшись мира, «поработати Господеви в безмолвии» и с этой цель поступил в один из Новгородских монастырей, расположенный на Лисьей горе; здесь в 1379 г. восприял он на себя святой ангельский образ и вдал себя в жесточайшее житиё. Одиннадцать лет с молитвою трудился он во всяком послушании в службах монастырских, не давая себе покоя. Постоянно стремясь к высшим подвигам и к совершеннейшей добродетели, возжелал он идти во Святую Афонскую гору. Господь благопоспешает благим желаниям рабов Своих. В то время пришли в Новгород Афонские старцы;

Рассказали они ему о Святой горе и о пребывающих в ней святых отцах; воспламененный их рассказами, Преподобный Арсений умолил игумена отпустить его на Афон. Отпущенный с благословением из России, с любовью принят он был на Афонской горе святогорским игуменом Иоанном. Как бы новоначальному, для испытания его терпения, ему назначено было трудиться обще с братией в разных послушаниях. Преподобный со всяким усердием исполнял повеленное, являясь благопослушливым ко всякому делу. Вменяя себе «быти последнейшим и худшим, бдением и жаждою сердце свое согнетая», всего себя предавал он в любовь Божию, за что приял он дар умиления: источники слез лились из очей его. Для всех он был «образ благ», и все любили и почитали его. Когда узнали о его искусстве—ковать сосуды, его занимали преимущественно этим рукоделием. Днем Преподобный трудился в своем рукоделии, ночью стоял на молитве: «ибо он телом крепок». В трудах своих не знал Преподобный покоя: не только для своего, монастыря, но и для других Афонских обителей безвозмездно делал он медную посуду, обходя их по ряду, с благословения своего игумена, «да не туне благословение святых отец наследить, но со многим трудом и подвигом».

Прошло три года непрестанного труда в пределах Афона, и возжелал Преподобный, если Господь поможет, возвратиться в Россию и там создать монастырь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, честного и славного её Рождества. Открыл он свое желание игумену Иоанну, прося от него благословения и молитв. Игумен был «муж благ и пророческого дара исполнен»; проразумевая будущее, благословил он Преподобного и предрек ему: «Тобою имать Бог воздвигнуть обитель под северною страною, и многие люди имут спастися тамо, избавитися-же имать страна та от многия лести». Затем, вручая ему устав Святой горы и святую икону Пресвятой Богородицы, именуемую «Святогорская», имеющую на обратной стороне образ Спасителя нерукотворный, воззвал он ко Господу: «Господи Боже отец наших, от престола славы Твоей призри на раба твоего Арсения, да пребудет на нем благодать Духа Твоего Пресвятого и да будет с ним благословение Твое!» ( Служба Преподобному отцу нашему Арсению, Коневскому чудотворцу. С.-Петербург, 1879 г., и при ней житие его, стр. 42).

В княжение великого князя московского Василия Дмитриевича, при святительстве новгородского архиепископа Иоанна II, в 1393 г., возвратился Преподобный Арсений в Россию. Когда во всей подробности возвестил он новгородскому архиепископу святую и великую цель прибытия своего в отечество, Святитель Божий с радостью благословил его на благое дело, дав все нужное для созидания монастыря. По реке Волхов отправился Преподобный Арсений в Ладожское озеро, намереваясь, по указанию Божию, на одном из пустынных островов
устроить иноческую обитель. Плывя восточным берегом, миновал он много островов, несколько времени пробыл на Валааме, но, видя там многолюдное братство, отправился далее и достиг острова Коневец. Не сразу остановился здесь Преподобный, узнав, что есть еще много больших пустынных островов к северо-западу, он поплыл к Городецкой реке, известной в настоящее время под именем Вуокса. Не найдя в этом краю удобного места, Преподобный стал молить Господа управить путь его, положа в сердце своём там создать обитель, куда принесен будет он смотрением Божиим. Поднявшимся сильным ветром принесло его к Коневскому острову. Уразумев, что на этом острове благоугодно Господу и его Пречистой Матери, чтобы была создана обитель, вышел Преподобный на берег, возвел очи и руки на небо. и прославил Божие всемогущество и Его святую волю. На горе, в дремучем лесу водрузил он крест и при нём создал келью, в которой прожил уединенно один год; потом спустился на юго-западный берег острова к небольшой бухте», именуемой «Владычная лахта»; здесь с несколькими учениками около трех лет проводил он скитскую жизнь; через три года, когда число братьев увеличилось, построил он небольшую деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, кельи и ограду, и, таким образом, из скита возникла общежительная обитель. В новосозданной обители посетил Преподобного Валаамский инок Лаврентий, посланный от игумена Силы звать его на Валаам: любя свое безмолвное место Преподобный не согласился.

До водворения иноков Коневский остров не имел обитателей. Находящийся на северо-западной стороне острова громадный камень служил в то время предметом почитания для окрестных жителей. Устрашаемые бесовскими действиями, ежегодно приносили они ему в жертву одного коня, чтобы духи охраняли их скот, привозимый сюда для прокормления. От этого суеверного обыкновения самый камень получил название «Конь-камень», а от него и остров свое имя «Коневец». Передавая Преподобному Арсению это сказание, благочестивый рыбак Филипп свидетельствовал: «и доселе, честный отче, духи еще обитают под камнем и нередко наводят ужас на людей». Всю ночь провел Преподобный на молитве; утром с чудотворною иконою Пресвятой Богородицы пришел он с учениками к камню и, по молитве, окропил его святою водою: тогда, в виде воронов, полетели с острова духи на противоположный выборгский берег, в глубокую лахту, сохранившую по настоящее время название «Чертова лахта». Так, молитвами Преподобнаго Арсения и заступлением Царицы Небесной* по пророчеству святогорскаго игумена Иоанна, очистилось от прелестей бесовских и суеверия место, избранное для селенія монашескаго ( Житіе Преподобнаго Арсенія, С.-Петербургъ, 1879 г., стр. 46).

При Симеоне, архиепископе Великого Новгорода, Преподобный Арсений оставил на время устроенный им Коневский монастырь и отправился вторично на Афонскую гору. Во время его отсутствия, крайняя скудость в провизии повергла всю братию в великое смущение; в малодушии они решились покинуть обитель. В глубокой скорби о постигшем испытании, ближайший ученик Преподобного Арсения, благочестивый старец Иоаким вдали от монастыря в глухом лесу повергся со слезами, моля Пресвятую Богородицу помочь им в их великом горе. Погруженному в легкий сон этому старцу в небесной славе явилась Преблагая Царица неба и земли. «Не скорби, старче, —тихо сказала ему Утешительница всехъ скорбящих, — иди и успокой братию: святой Арсений скоро приедет к вам и в обилии доставит все нужное».—На другой день прибыл Преподобный Арсений на двух больших судах со множеством припасов. В незабвенную память этого радостного и дивного явления Божьей Матери и в вечное благодарение за материнское попечение Её о монастыре, по благословению Преподобного, на месте явления монахи поставили крест и святую икону Богоматери; самая гора, которую осенило благодатное явление, с тех пор называется «Святою»; впоследствии на мѣстѣ явленія построены часовня и скитъ.

По возвращении Преподобного Арсения с Афона, Коневскую обитель посетил святой Евфимий, архиепископ новгородский. Великую любовь имел святитель Божий к Преподобному Арсению: прежде вместе подвизались они в подвигах иноческих в обители на Лисьей горе. Несколько дней провел архипастырь новгородский в обители Преподобного, одарил её щедрыми дарами; самому-же Преподобному, в знамение своего особенного благоволения, оставил на память свой ветхий белый клобук. До ныне место, где встречал и провожал Преподобный Арсений с братией святого владыку, называется «Владычнею лахтою». В настоящее время там высится каменный скит.

Двадцать пять лет находился монастырь при Владычней лахте; в 1421 г. чрезвычайно высока поднялась вода въ Ладожском озере, подошла к монастырю, разлилась под трапезною и кельями и достигла самого храма. Это обстоятельство побудило Преподобного Арсения перенести обитель на более возвышенное место, указанное ему, по молитве, в ночном видении Самим Господом; место это занимает монастырь в настоящее время. Здесь Преподобным воздвигнут был каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы, кругом которого расположились деревянные кельи, обнесённые деревянной оградой. Число братии умножилось; внутренним и внешним благолепием украсился монастырь; дело Преподобного совершилось; приближалось время его блаженного преставления.

В начале июня месяца 1444 г. стал изнемогать телом Преподобный. Чувствуя близость отшествия своего к Господу, призвал он к себе всех братьев, избрал из среды их старца Иоанна и назначил им его в игумена. В последней своей беседе заповедал он им непоколебимо пребывать в православии, хранить между собою единомыслие и любовь по Бозе, блюсти чистоту души и тела, неуклонно соблюдать устав общего жития, но преданию отцов святых, принимать странных и нищих и помогать им в нуждах их. «Отхожу я от вас к Господу, его духом пребуду навсегда с вами » — сказал в заключение братьям Преподобный. Поддерживаемый руками учеников своих, причастился он божественных даров Пречистого Тела и Святыя Крови Господних, воздел руки свои к небу, помолился, вручая оставляемых чад своих и всю свою обитель всеблагому промыслу Господню и покровительству Преблагословенной Матери Божией и тихо предал душу свою Господу 12-го июня, на память св. отцов Онуфрия и Петра Афонскаго, пожив в иноческих подвигах 65 лѣт, а в устроенной им обители—51 год. Келья Преподобного наполнилась неизъяснимого благоухания; светел и радостен был мертвенный лик его, какъ-бы ангела Божия. С плачем и радостью погребли братья нетленные и святые мощи преподобного отца своего в паперти при церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где и поныне почивают они под спудом; потом над мощами его устроили они придел во имя преподобного отца нашего Онуфрия Великого. Святая православная церковь причислила Преподобного Арсения к лику святых угодников Божиих и уставила 12-го июня праздновать его святую память.

По преставлении Преподобного были многие исцеления от святых мощей его, и ныне подают они неоскудно врачевание всем, приходящим с верою. Во славу Господа Всемогущего, творящего дивная святыми Своими, упомянем здесь о некоторых чудесах, явленных предстательством и молитвами Преподобного Арсения по блаженной его кончине.

Старец Моисей с некоторыми рыбарями возвращался с ловли. Осень была морозная; их застигла буря; со всех сторон теснило их льдом; спасения не было, — но явился в видении Преподобный Арсений, и стал расступаться лед, и они благополучно достигли обители.

Некто новгородец из селения Вяжищи болел глазами и ослеп. В сонном видении явился ему Преподобный Арсений и повелел идти на Коневец для исцеления. Здесь, молясь во время божественной литургии, при пении «Достойно есть...», слепец получил прозрение.

Монах Леонтий, долгое, время страдавший совершенным разслаблением, по молитве при гробе Преподобного, выздоровел.

В 1573 году плененный шведами житель Корельской страны Афанасий Беляй со своим товарищем молитвами Преподобному Арсению освободился из плена.

Гражданин Иоанн Селиванский, страдавший исступлением ума, явлением Преподобного Арсения исцелился. (Житіе Преподобнаго Арсенія, Спб. 1879 г., стр. 54.).


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Архив сил обороны финляндии Sa-kuva

Золотой пляж Зеленогорска

В Коломягах